Кочевые традиции кыргызов

Кыргызы входят в число кочевых тюркских народов, перемещавшихся по Центральной Азии в течение веков. Кочевые традиции настолько сильны, что некоторые утверждают – кыргыз прекращает странствовать только после смерти, когда его тело упокоено в земле. Кыргызские кладбища представляют собой интересные места, часто расположенные на возвышенности, на которой вместо простых надгробий возводится небольшой мавзолей из саманных кирпичей или устанавливается металлический каркас юрты.      

 

В течение веков и даже в настоящее время основой экономики является животноводство – овцеводство, разведение яков и лошадей для получения шерсти, мяса, молока и жира. Столетиями лошади и овцы были основной платежной единицей при обмене или покупке товаров, оружия или даже жены.

 

Лошади играют важную роль в жизни кочевых народов. Кыргызские лошади славились и слыли ценным имуществом, потому что они были сильными и выносливыми, обученными преодолевать большие расстояния вместе с отарами и табунами домашних животных. Детей помещали в седло и начинали учить верховой езде почти в то же самое время, когда они учились ходить. Даже сегодня можно видеть табуны лошадей на горных пастбищах. 


В сельской местности ничто не ценится выше умения обращаться с лошадьми. Конные скачки на выносливость и скорость могут проводиться на дистанции более чем 30 км, а конные игры являются центральным элементом программы празднеств, таких, например, как фестиваль Чабыш («Скачки»). Одна из таких «игр» предусматривает двух участников (всадников), чьи тела покрыты бараньим жиром. Соперники стараются стянуть друг друга с коня на землю. Другая включает в себя соревнование двух команд, в чью задачу входит набрать очки путем перетаскивания или перекидывания массивной туши козла через финишную линию команды противников. Возможно, более «романтичной» является игра «Кыз-куумай», в которой парень верхом пытается догнать девушку-всадницу и поцеловать ее. Всадница же делает все возможное, чтобы не дать себя догнать. По традиции, если он проигрывает, то девушка «награждает» его ударами камчи (плетки). Но если всадник выходит победителем, то девушка должна влюбиться в него, поскольку молодой человек показал себя по-настоящему искусным наездником.   


Еще одним видом деятельности, в котором верховая езда играет доминирующую роль, является охота, особенно с беркутами. Такой вид охоты все еще практикуется в некоторых регионах Кыргызстана и Казахстана. Жители западных стран склонны считать такую охоту соколиной – но, несмотря на то, что охота с соколами и ястребами существует, охотящиеся с беркутами относятся к ней свысока и рассматривают ее как занятие для детей и дилетантов. Пара профессионалов, охотник и его ловчая птица, чаще всего в состоянии добыть 50 или 60 лис, дюжину барсуков, пару рысей, 4-5 волков в течение обычного четырехмесячного сезона охоты, который начинается поздней осенью. Беркутам редко не удается поймать свою добычу, которую они быстро убивают, обычно ломая хребет своими мощными когтями.


Конина является высоко ценимым видом пищи – коней специально откармливают и никогда не объезжают для того, чтобы мясо было как можно более мягким. Во время большого торжества или похорон конина подается в качестве основного блюда. Конь, по сути, является главным объектом вложений для кыргыза.  


Основным источником протеина для большинства населения являются курут (маленькие шарики из высушенного овечьего сыра – особенно зимой) и кымыз или кумыс, сквашенное кобылье молоко (сильный и кислый напиток). Традиционный способ изготовления кымыза заключается в заливании кобыльего молока в бурдюк из кож животного (чанач). Одна третья часть вчерашнего молока смешивается со свежим молоком, после чего смесь оставляют бродить в теплом месте юрты. Затем ее взбалтывают, периодически взбивая деревянной палочкой (бишкек). Напиток становится слегка алкогольным, прежде чем превратиться в молочную кислоту.