Небесные кони Ферганы

История появления «небесных аргамаков»

Как сказал арабский поэт, “Запад еще лежал во льдах, а на Востоке уже творили музыку”. Именно на Востоке человек создал первые специализированные типы лошадей. На древнеегипетских папирусах и ассирийских барельефах мы уже видим легконогих и стройных коней, которых никак не назовешь простыми и беспородными. Техника воспитания и подготовки боевого коня достигла у хеттов, ассирийцев, египтян очень высокого уровня.

Однако на заре своего развития эти великие цивилизации древности были “безлошадными”. Лошадь появилась у них во II тысячелетии до н.э.; она была пришелицей с востока. Анализ всех исторических данных указывает на то, что древнейшим центром культурного коневодства надо считать Среднюю Азию. У населявших ее древних иранцев лошади искони были в изобилии. Конь играл в жизни этих народов очень большую роль: он был культовым животным, а белых коней приносили в жертву богу Солнца. Именно эти народы стояли у истоков коневодческой культуры, которая распространилась потом по всему Ближнему Востоку и Средиземноморью. Именно отсюда лошадь проникала в страны Ближнего Востока и Северной Африки, причем это уже был облагороженный многовековым отбором легкий и резвый боевой конь для колесниц.

В VII-VI веках до н. э. могущественной державой, соперницей Греции и Рима, стала древняя Персия. С этого времени античные историки и поэты начинают говорить о среднеазиатских лошадях, известных под именем нисейских, как о лучших в мире, превосходящих всех других ростом, силой, резвостью, красотой. “Есть в Мидии обширная равнина по имени Нисея, на которой водятся величественные кони”, – так писал о них Геродот. Возможно, название Нисеи связано с древней столицей Парфии Нисой, развалины которой находятся под Ашхабадом. В описаниях походов Александра Македонского о нисейских конях говорится, что “подобных им нет ни в какой другой стране; они пылки, очень быстры и выносливы, белой и радужной масти, а также цвета утренней зари”.

По мере того, как развивались и богатели земледельческие районы Маргианы, Согда и Бактрии, все дальше на восток распространялось культурное коневодство. Китайские летописи донесли до нас сведения об удивительных конях Ферганы. Здесь, в окрестностях современного Коканда, в начале нашей эры располагалось государство, которое китайцы называли Давань. Его населял земледельческий народ иранского корня, “искусный в конной стрельбе”. Даваньцы обладали немногочисленной, но исключительно ценной породой лошадей, о которых китайцы говорили: “у них выступает кровавый пот, а происходят они от породы небесных коней”. Чтобы добыть “небесных аргамаков”, китайский император дважды отправлял в Давань военные экспедиции. Изображения этих коней, поразительно напоминающих современных ахалтекинцев, советские археологи обнаружили на скалах в юго-восточной части Ферганской долины.

Знаменитые нисейские кони шли в процессиях персидских, парфянских, бактрийских царей, сакские всадники побеждали в состязаниях непревзойденных персидских воинов, при этом среднеазиатские скакуны попадали и на восток – под седло вождям племенных объединений Алтая (Пазырык) и Тувы. Их изображения выбивались в священных местах на Енисее и Фергане. "Златоконная" Бактрия производила "превосходных лошадей отличной породы. Подобных им нет ни в какой другой стране. Они пылки, очень быстры и выносливы, белой и радужной масти, а также цвета утренней зари", – писали древние авторы.

Имя ахалтекинской породе дали оазис Ахал и туркменское племя теке, которое искони разводило этих лошадей. Еще в начале ХХ века текинских лошадей из Ахала называли ахал-теке. Держали текинцы лошадей по одной-две во дворе или у юрты. Жеребенок рос как член семьи, окруженный вниманием и любовью, – не зря ахалтекинцы отличаются такой преданностью хозяину и подчас настороженностью к чужим, поэтому-то так чутко они реагируют на частую смену всадников. Туркмен растил для себя не просто коня-помощника, но коня-друга, который не подведет ни в битве, ни в скачке, ни в многодневном переходе через пески. Ведь от такого коня часто зависела жизнь воина. “Эти красивые животные стоят всех потраченных трудов... В самом деле, существа удивительные, ценимые сынами пустыни дороже жен, дороже детей, дороже собственной жизни”, – так писал о туркменских лошадях путешественник Вамбери.

Экстерьер ахалтекинского коня настолько экзотичен, что, кажется, полностью противоречит общепринятым понятиям о том, как должна выглядеть лошадь, и одновременно поражает какой-то необыкновенной, неземной красотой: ведь эти утонченные, благородные формы шлифовались тысячелетиями. Ее родословная восходит к седой древности среднеазиатских оазисов, былому величию Нисы и Мерва, к “небесным” коням Ферганы. Канули в Лету легендарные цари и герои, грозные крепости и богатые города превратило в руины беспощадное время, но оно оказалось невластным над удивительным живым памятником славного прошлого – ахалтекинским скакуном.


 

 

Использованные источники:

 

 

1. Елена Волкова, "Ахалтекинцы", журнал "Конный мир", №1, 2000 г., http://www.horseworld.ru/?article=16

2. Бичурин Н.Я. (Иакинф), "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена", том II, М., Л., 1950 г., с. 149

3. Хабиб Абдуллаев, "Небесные кони древней Ферганы", информационное агентство Фергана.Ру, http://www.ferghana.ru/ancient/ershi.html

4. Вера Ковалевская, "Быстроаллюрные кони древности - Ахалтекинцы", Ахалтеке-Информ 2003, официальный сайт селекционно-племенного центра Международной Ассоциации Ахалтекинского Коннозаводства, http://www.maak.ru/inform.php3?id=105 

 

5. Г.М. Мухатова, "Золото Ниссы", журнал "Кони Петербурга", №2 (11), 2001 г., http://www.maak.ru/inform.php3?id=77

6. "Конный спорт в Казахстане", http://horsesport.info/articles.php?lng=ru&pg=328, 13/11/2005